Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

«Нужно простить!..» (психологические мифы IV)

«Если вас обидели, оскорбили, отняли самое дорогое - не злитесь, не гневайтесь, не посылайте проклятий. Простите своего обидчика, помолитесь за его здоровье, пожелайте ему всяческих благ!..»

Чем отличается психологическая травма от физической?

Ничем.

Если травма не слишком сильна, то нормальная реакция - израсходовать адреналин: убежать или дать обидчику в глаз. Если травма серьезна и угрожает жизни - то отползти в тихий угол, вымыть с помощью слез неизрасходованный адреналин и лежать неподвижно, пока рана не затянется.

Со временем залеченная рана перестает беспокоить, становится неактуальной.

Но сделать неактуальным - не значит простить.

Простить - значит сделать не бывшим. «Я простил» = «ничего не было».

Молиться за здоровье обидчика - это значит игнорировать травму, игнорировать боль и повреждения. Не гневаться. Не страдать. Принять обезболивающее. Пытаться бежать на сломанных ногах. Как ни в чем не бывало...

Откуда это берется?

Всё оттуда же.

Ребенок обиделся на маму. Мама в панике. Мама ругает и наказывает: «Да как ты смеешь!..» Перевод: «ты не имеешь права злиться!»

Ребенок разбил коленку и плачет. Мама в панике. Мама причитает: «ну это же ерунда, это же не больно!» Перевод: «ты не имеешь права страдать!»

Ребенок запоминает:

1. «Мои эмоции, мой гнев и моя боль = что-то ужасное. Меня за это накажут».
2. «Мои мысли - реально заставляют маму паниковать, как если бы реально происходило что-то ужасное. Следовательно - мысль материальна. Моя мысль может нанести реальный вред ближнему. Меня за это накажут».
3. «Лучше я сделаю вид, что ничего нет. А еще лучше - сам поверю, что ничего нет».

Итак, у человека отняли право страдать, гневаться, мстить, даже право тихо отлежаться. Но дали кое-что взамен.

Что именно?

  • Я не мщу и не злюсь, я выше этого.

  • Я не ставлю себя на одну доску с обидчиком, я выше этого.

  • Я не призываю на его голову Божьих кар, я выше этого.

  • Я молюсь за ненавидящих меня, я выше их!


Взамен человеку дается иллюзия морального превосходства.

Почему иллюзия? «Ищи кому выгодно».

Оставайся, дурачок, со своим «моральным превосходством», пока мы тебя самым реальным образом обижаем, оскорбляем, отнимаем у тебя самое дорогое...


Collapse )

О религиозности

«...Вам, слабым, нужна опора в этом качающемся мире...»

Институциональная религия - это фундамент, на котором зиждется здание социума.

Она обеспечивает тихую, идущую в фоновом режиме трансляцию общих для социума моральных норм, сохранение семьи и воспроизводство общественных иерархий.

Взять, например, приличную мусульманскую страну типа Иордании. Какой фанатизм, какая экзальтация, о чем вы? «Брат в министерстве работает, да.. университет во Франции закончил... кабинет у него большущий, на стене за креслом - портрет короля...» - рассказывал знакомый иорданец, милейший человек, спокойный как удав. Люди живут в рамках Системы, они адекватны и предсказуемы, с ними можно иметь дело (неважно - торговать или воевать), если соблюдать четкие и понятные правила игры...

Как обстоят дела у нас на постсоветском пространстве?

Семидесятилетний прессинг, которому подвергалась религия, не прошел даром: прессинга вдруг не стало, и с той поры Общественный Институт™ ведет себя как отпущенная пружина. Колеблется и болтается из стороны в сторону, тяготея к экстремальным положениям. Общество болтается вместе с ним, не всегда попадая в фазу.

«Давайте наш умеренный Ислам!» - «Нет, умеренный Ислам - отстой, даешь ваххабитов!» - «А вы вообще язычниками были, язычниками помрете». Ислам в Казахстане, например, - это, мягко говоря, своеобразная вещь. Хотя мечети строят - обалдеть:



А в Православии что, не так? Да точно так же! Единственная разница - нам не с чем сравнивать прямо сейчас. Нет стран с нормальным институциональным Православием (с Грецией сравнивать, что ли?). Про лютеранские ереси я молчу, а с католиками сравнивать затруднительно по многим причинам. И не в последнюю очередь потому, что католицизм в Европе делает одну смертельную ошибку - пытается «модернизироваться».

Власть религиозного авторитета несравнима с властью мирских владык. Не зря самыми большими возмутителями спокойствия, действительно изменявшими лицо мира, были не императоры и не вожаки восстаний, а основатели новых религий.

Но все, ВСЕ успешные реформаторы и основатели новых религий провозглашали «возврат к истокам». Никакую не «модернизацию». Как уж оно получалось на деле - вопрос особый, но для народа всегда говорили о «нынешних жрецах, ради корысти своей исказивших Писание и погрязших в роскоши и пороках» и о справедливости, простоте и нестяжательстве отцов-основателей, «с коих мы, братья и сестры, и должны брать пример».

О чем говорят наши поборники Православия? Кто-нибудь понимает?


Collapse )

Русский Удод зажигает

Нифонтов написал отличную статью.

Всем читать!

UPD: Удод не совсем прав, когда закончил статью апелляциями к религии. Лучше бы остановился на чистой психологии. Хотя, это дело мировоззрения.

Религия - это тоже феномен психики, хотя со мной многие не согласятся.

Да и религия сейчас вдруг стала взрывоопасной вещью - при одном ее упоминании вполне здравых людей вдруг охватывает загадочное возбуждение :)))

Глобалистское

Утро. Питер. Соборная мечеть.
Мороз 25 градусов
Стоит прилично одетый мужик и каждого зазывает: "Харе кришна! Не
хотите приобщиться?"