everlasting-cat (everlasting_cat) wrote,
everlasting-cat
everlasting_cat

Artificial Intelligence (Искусственный интеллект)

Я только сейчас поняла, о чем, собственно, этот фильм, AI. Не зря Спилберга наши кличут "политруком" - он четко отрабатывает идеологические тенденции. Идея этого фильма была продолжена в Minority Report (Особом мнении), о нем я уже писала.

Так вот. Фильм, если помните, начинается с презентации новой модели андроида: комиссии показывают робота текущего образца, запрограмированного "проявлять любовь": "любовь - это прерывистое дыхание и краска на щеках" или как-то так.

А новая, продвинутая модель не нуждается в программировании "пошагового" проявления любви. Она "просто" умеет любить - и проявляет любовь уже сама, без инструкций.

----
Вот здесь, собственно, и зарыта разница между мотивацией "добрых людей" - и любимыми Астерротом "понятиями" урлы и аристократов (у последних это называется "этикет").

Обычный, нормальный человек ведет социальную жизнь по принципу "я чувствую, каково тебе" - в просторечии "эмпатия". В дореволюционном русском языке слова "любить" и "жалеть" были практически синонимами и означали по сути "относиться по-человечески". Я не причиняю тебе вреда не потому что меня за это накажут, или что мне это невыгодно, а просто - "ну как, зачем же, жалко". Зеркальные нейроны или еще какая хрень, позволящая чувствовать чужую боль или радость как свою собственную.

Как писал Дюма-пер, "потому что в вас природой заложено отвращение к убийству: такое отвращение, что вы об этом даже не подумали... В делах простых и дозволенных наши естественные побуждения ведут нас по прямому пути. Тигру, который рожден для пролития крови, - это его дело, его назначение, - нужно только одно: чтобы обоняние дало ему знать о близости добычи. Он тотчас же бросается на нее и разрывает на куски. Это его инстинкт, и он ему повинуется. Но человеку, напротив, кровь претит; не законы общества запрещают нам убийство, а законы природы."

У наших друзей нарциссов, урлы и аристократов, этой способности нет. Почему нет - это я как-нибудь в другой раз напишу. Им - не жалко. Они не ощущают чужую боль, они не "отзываются" на чужие чувства. Это еще в лучшем случае, там есть еще и тонкости с ощущением вечного дефицита ("маловато будет"), - но об этом тоже потом.

И вот что получается. Жить даже такому кадру страсть как хочется. В одиночку шансы выжить стремятся к нулю - стало быть, надо как-то объединяться. Как объединиться людям, которые органически не способны к позитивному взаимодействию? Только путем РАЦИОНАЛЬНОЙ ИМИТАЦИИ нормальных человеческих отношений. По инструкции, делай раз, делай два. "Не убий, не укради". Делай, сволочь, иначе подохнешь. Через "не могу".

Чем более запущено в смысле психопатологии общество, тем более причудливый и сложный вид имеет система ритуальных запретов и нормативов - очень сложно запрограммировать "проявления любви", когда никакой любви на самом деле не чувствуешь. И, разумеется, сама эта система нормативов становится одним из способов издеваться над ближними - но что делать, неизбежные издержки.

Так вот. Поскольку нашей цивилизацией как минимум последние лет триста командовали наши друзья нарциссы, то и идеологическое обеспечение их власти имеет нарциссический характер. Например, народ на голубом глазу повторяет антисоциальную чушь, что "соблюдать правила общежития" - это-де "выгодно" (т.е. имеет рациональную индивидуалистическую мотивацию), и тому подобное УГ. То есть мы имеем массовую ошибку в самой сути понимания вопроса.

А вот по фильмам товарища "политрука" ясно видно, что правильное понимание у определенных кругов таки присутствует: не надо громоздить сотни писаных "правил общежития" там, где люди способны к нормальным чувствам. Дело, фактически, за малым - за формализацией набора признаков, по которым нормального человека можно отличить от "нарциссического". А это уже гораздо проще.

В порядке иллюстрации - зарисовка из жизни наиболее вероятного противника (via brewbuilder). Показателен довод судьи: "Ты украл невинность и чистоту этого сообщества".

Т.е. разрушил отношения доверия.


Комментарии:

master_nemo
2011-08-13 02:13 pm UTC (link)
может и офф
>>тем более причудливый и сложный вид имеет система ритуальных запретов и нормативов
в этом месте мне другое кино (а лучше книга) вспомнилось: "Восходящее солнце"
\
а мне казалось что "ну как, зачем же, жалко" оно у всех (ну может кроме клинических вроде того ситха-социопата) первично, просто у некоторых старательно скрыто за разными обоснованиями потому как в некоторых эээ так сказать обществах честное озвучивание такого мотива не идёт на пользу высказывающему. Тем обиднее когда всякие "не убий" насаждаются с таким видом как будто насаждающий вот свято уверен- если он не запроповедует пациента до потери сознания, то тот обязательно пойдёт и убьёт. Вопросы почему он так уверен и, главное, что он думает по поводу такой наклонности у себя к внятным нерекурсивным ответам не приводят.

everlasting_cat
2011-08-13 02:15 pm UTC (link)
Патамушта это не у всех - во всяком случае, далеко не у всех, "право имеющих".
Да и среди простого народа хватает.

namestnik
2011-08-13 03:50 pm UTC (link)
в оригинале, видимо, community -- это скорее надо переводить как "община"

namestnik
2011-08-13 03:54 pm UTC (link)
да, "you stole the community's innocence." -- в оригинале

namestnik
2011-08-13 03:56 pm UTC (link)
видимо, редкая сволочь этот 16летний подросток -- там в оригинале еще всякие детали -- например, он из-за решетки организовал избиение одного из свидетелй.

everlasting_cat
2011-08-13 03:59 pm UTC (link)
Т.е. свой тридцатник товарищ заслужил.

namestnik
2011-08-14 11:41 am UTC (link)
Ну скажем так, после деяния дюдя сделал всё, чтобы приговор был как можно более строгим.

lenusya187
2011-08-13 04:11 pm UTC (link)
интересно, когда появляется это жалко. у маленьких детей оно есть?

everlasting_cat
2011-08-13 04:21 pm UTC (link)
Нет. Развивается по мере развития мозга.

lenusya187
2011-08-13 04:25 pm UTC (link)
но видимо не у всех :( те все стрелки в школах - это суть нарциссы?

everlasting_cat
2011-08-13 04:30 pm UTC (link)
Сочувствие сочувствием, но когда в 16 лет полное непонимание последствий - там уже социопатия в полный рост.

lenusya187
2011-08-13 05:33 pm UTC (link)
ну мне кажется в данном случае не понимать - невозможно. просто эээээээ что-то ставится выше последствий. наверное. хотя идти с открытыми глазами и осознанием последствий на такую хрень - тоже странно. и непонятно, что эти люди хотят добится в итоге.

everlasting_cat
2011-08-13 05:35 pm UTC (link)
Тяжелое личностное расстройство, не хухры-мыхры.

rapitosov
2011-08-14 12:24 pm UTC (link)
По моему бережное отношение к окружающей среде и, особенно, к живым существам, есть свойство чуть-ли не врождённое. А вот бессмысленной жестокости нужно долго учится.

everlasting_cat
2011-08-14 12:29 pm UTC (link)
Врожденной является способность это чувство развить (при нормальных условиях). А при ненормальных это развитие просто останавливается, и всё.

rapitosov
2011-08-14 12:47 pm UTC (link)
Ага, видимо у меня более высокие требования к норме естественным условиям, потребным для формирования здоровой личности: отсутствие необходимости сражаться за кров и еду, осмысленная занятость и отсутствие информационного давления.
В условиях современного общества Ваша позиция, к сожалению, точнее.

gausov
2011-08-13 07:45 pm UTC (link)
Что-то урлы и аристократы у вас больно на пришельцев походят или на маньяков.

everlasting_cat
2011-08-13 07:46 pm UTC (link)
А про кого, как вы думаете, снимают фильмы про пришельцев или там вампиров? Неужто и вправду про пришельцев или вампиров?

gausov
2011-08-13 08:04 pm UTC (link)
По-моему, это называется демонизация. В общем художество.

netsquire
2011-08-14 12:40 am UTC (link)
Ну да... Только это... как только соберут (составят, свинтят) онтологию этих отношений - так и начнут имитировать (копировать, имитировать).
А сложная онтология сама по себе? "Боль", "ущерб", "невозможность чего-то", "фрустрация"... Я и слов-то таких не знаю!
То есть - запустить такой апп (для iPad, android ;-))) типа "Мировая скорбь" - новости прочел, а у него настроение отобразилось!

everlasting_cat
2011-08-14 07:59 am UTC (link)
"так и начнут имитировать "
Не без этого, понятно. Ну так "конца истории" никто и не обещал :)

vasily_nosikov
2011-08-15 10:54 am UTC (link)
Например, народ на голубом глазу повторяет антисоциальную чушь, что "соблюдать правила общежития" - это-де "выгодно" (т.е. имеет рациональную индивидуалистическую мотивацию), и тому подобное УГ
Так ведь, и правда, выгодно - в обществе, где царит принцип воруй-убивай, все живут бедно и недолго, разве нет?

everlasting_cat
2011-08-15 11:00 am UTC (link)
Те, кто больше всех ворует-убивает, обычно доживают до глубокой старости :)

vasily_nosikov
2011-08-15 11:05 am UTC (link)
Во-первых, не всегда, а во-вторых, и в более важную очередь, тех кто ворует-убивает плохо как-то больше, значительно больше - и для них как раз выгоден правопорядок - выгоден именно в сугубо индивидуалистичном рациональном смысле
То есть я понимаю, что некоторых людей убедить, что убивать не выгодно просто невозможно, "как это могут убить, когда я сам всех убью. Зачем торговать, когда можно отобрать так", но таких все же мало.

everlasting_cat
2011-08-15 11:12 am UTC (link)
Их немного, но хватает :)) но речь о другом - человеческое поведение не может сколь-нибудь долго управляться "выгодой" (т.е. рациональными мотивами).
Tags: кино, психология
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments