everlasting-cat (everlasting_cat) wrote,
everlasting-cat
everlasting_cat

Коррупция и экономическая активность

Вот тут занятная статейка о современной коррупции в России. Основная мысль - «коррупция позволяет восстановить или заставить работать важные для жизнедеятельности общества, но игнорируемые государством институты

В общем, соглашусь. Нужную услугу лучше получить за деньги, чем не получить вобще (хотя и «по закону положено»).

Важнее другое.

«Второй плюс коррупции заключается в том, что она позволяет бороться с российским законодательством. Я не оговорилась – бороться. Можно сколь угодно долго рассуждать о диктатуре закона и равенстве граждан перед ним, но это из разряда общефилософских проблем. Реальное, существующее на бумаге, российское законодательство, начиная от федеральных установлений и заканчивая ведомственными инструкциями, столь абсурдно, столь не соответствует экономическим реалиям и сложившейся практике, что любая хозяйственная деятельность сводится к решению главного вопроса – как всего этого не делать.»

Возникает вопрос. Почему российское законодательство направлено на уничтожение экономики, экономической активности населения?

Автор статьи предполагает, что «Российское законодательство отражает конфликт между пожеланиями экономически пассивного большинства, видящего в государственном регулировании панацею от любых бед, и стремлением экономически активного меньшинства к «обогащению», чему тотальный контроль государства мешает.»

Косвенно этот вывод подтверждают и программы «оппозиционных» политиков, декларирующие не снижение налогов, например, а «увеличение социальных пособий» (Интересно, что электорат воспринимает оппозиционные речи по-другому: разговоры о "пособиях" вызывают в памяти бедную бабушку, собирающую бутылки, и, конечно, одобряются. А приведение в порядок экономического законодательства подразумевается как бы само собой. Вот такой когнитивный диссонанс, понимаешь.).

То есть, население представляется в виде тотальных халявщиков и/или инвалидов, неспособных и нежелающих что-либо создавать.

Так вот, это неправда.

На подобные разводки могут повестись только малохольные детишки, выросшие в безумные 90-е. А я-то помню перестроечные времена: с каким энтузиазмом народ ринулся зарабатывать, производить! Да, выглядело это иногда смешно, иногда нелепо, иногда и криминально - но тренд был! Но его подрезало на взлете наше любимое правительство в компании с бандитами.

Зачем? Есть два объяснения. Первое - рациональное. Власть, дескать, не хочет, чтобы население было активным и самостоятельным. Иначе власти придется соответствовать, а это лень и некогда. Национальная особенность: "Ты же царь! Ты же должен ничего не делать!" Если человек пробился в мало-мальское начальство, то он начинает топтать все вокруг себя, лишь бы его, родимого, не сковырнули. А сам развиваться не хочет и не может.

Отсюда следует второе объяснение, психологическое. Разговоры о народе-бездельнике - это чистая проекция. Как вор кричит «все воры кругом, только не всех ловят». Так и начальство наше судит по себе.

Одно мне непонятно. Почему у нас сложилась патологическая ситуация, когда в начальство попадают только и исключительно те, кто не хочет создавать?

Возвышение пинком?


Комментарии:

butakow
2006-10-23 10:50 am UTC (link)
В общем, это старо как мир. Гаврила Попов хвалил коррупцию ещё в конце 80-х, когда на короткий срок стал мэром Москвы. Доказывал её экономическую обоснованность и благотворность, даже предлагал легализовать (что, правда, уже логически абсурдно - коррупция на то и коррупция, что существует нелегально).
"Ч-к всегда стремится достигнуть уровня своей некомпетентности" - давно известно. Россия - возможно, только более яркий пример универсальной закономерности.
У В. Соловья в его недавней книге "Русская история: новое прочтение" есть рассуждения на тему об извечно хамской российской власти и привычке русского народа повиноваться ей. Тоже ничего принципиально нового по сравнению с рассуждениями Ивана Аксакова о том, что русский народ всегда чурался власти.

everlasting_cat
2006-10-23 11:00 am UTC (link)
Да, совершенно верно. Наш человек, который что-то умеет и может делать - не стремится командовать, с удовольствием предоставляя эту привилегию всяким идиотам (на свою голову) - лишь бы не совались под руку. По себе знаю :))
Но в чем дело? Ведь нет никакого фатального антагонизма между творческой и организационной деяельностью!

butakow
2006-10-23 11:53 am UTC (link)
Нету! Сам по мере возможностей занимаюсь организационной деятельностью! Это творчество, и ещё какое!
Вот только во властных коридорах эти материи не совпадают. Можно, правда, вспомнить несколько периодов, когда совпадали. Но все они, скажем так, неоднозначные. На память приходят "революционер на троне" и революционеры, трон свергнувшие, да ещё смутные образы "иноков" Александровой слободы...

everlasting_cat
2006-10-23 12:15 pm UTC (link)
Да, странно это как-то... У меня есть одна гипотеза чисто медицинского плана. В том смысле, что просто энергии у человека не хватало на все: либо работать, либо "водить руками". Почвы скудные, питание тоже, климат суровый, микроэлементов не хватало, того-сего. Сейчас положение улучшилось (хотя и ненамного, а национальный стереотип остался.

ortosifon
2006-10-23 12:14 pm UTC (link)
коррупция и теневая экономика - наше все, ага. Вот скажите мне, какая сволочь составляла Налоговый Кодекс? Мало им ставки по нал. на прибыль(24%), так еще НДС(10 или 18%%). Не забываем уплату налога на землю(или аренду), зарплату с отчислениями в ФСС и прочее, по мелочи. После этого кто будет работать честно? Ежели сверхприбыли нет, то откуда платить все эти налоги? Из собственного кармана? Эх, наболевшие вопросы...

everlasting_cat
2006-10-23 12:23 pm UTC (link)
Вот-вот, об этом и спич :(

dip_au
2006-10-23 02:26 pm UTC (link)
бросились-бросились! Ещё как бросились! :) Как ща вот помню - днём в "ящике" оборону родины крепил, а ночью заклёпки в кооперативе на варёные джинсовые куртки ставил! :) ..первый капиталистиЦЦкий опыт тэкскэть.. =)

everlasting_cat
2006-10-23 02:54 pm UTC (link)
Во! Я ж говорю.. :))

doldonius
2006-10-24 09:19 am UTC (link)
Одно мне непонятно. Почему у нас сложилась патологическая ситуация, когда в начальство попадают только и исключительно те, кто не хочет создавать?
Представим себе некую абстрактную страну. Большую. Очень большую. По крайней мере, по территории. Достаточно большую, чтобы условия в столице кардинально отличались от условий на дальних окраинах. Представили? Теперь попытаемся напялить на нее жесткое монолитное государство, в котором решения вышестоящих органов абсолютно обязательны к выполнению нижестоящими. Где трещит -- крепить штыками. Готово? Теперь давайте смотреть, что получилось.
Вот Государь Председатель издает свой царский указ. Допустим, сеять, условно говоря, кукурузу. Ну вот не знает он, что на 90% территории нашей абстрактной страны условная кукуруза замерзнет раньше, чем поспеет, а кое-где -- прямо в момент посева в вечную мерзлоту.
Каковы действия низовых звеньев государственного аппарата? Принимать к исполнению, ибо иначе по шапке. И отчитаться о том, что дробленый лед засеян кукурузой в указанные сроки.
Но это цветочки. Ягодки начнутся к осени, когда понадобится отчитываться об урожае. Хорошо, коли к тому времени Товарища Императора уже другой бзик куснет. А коли нет? У мелкого госпланктона два выхода: доложить правду и получить по шапке или наврать с три короба и получить премию. Ясное дело, большинство предпочтет соврать. Причем чем крепче в данный момент государева рука, тем больнее она бьет по шапке, тем вкуснее премирует и, следовательно, тем более искаженные данные о выполнении своих команд получит Вождь Мировой Буржуазии.
Если спросите продажную девку империализма кибернетику, она Вам сразу скажет, что эта штука работать не будет. То есть на малепусеньких территориях, значительную часть которых его светлость барон могут объехать во время послеобеденной прогулки (и получить достоверные данные самостоятельно) она еще способна какое-то время функционировать. Растяните ленное владение его светлости на десять часовых поясов -- все, кранты, из системы управления такая структура моментально превратится в бредогенератор.
Следовательно:
1. Официальная управляющая структура нашей абстрактной страны ничем, кроме потоков бессмысленных приказов "сверху" и более-менее складного вранья "снизу", не управляет.
2. Управленческие функции втихую перехватывают на себя стихийно возникающие неофициальные структуры. К слову сказать, часть элементов этих структур может входить и в официальную (это, видимо, и называется "коррупция").
3. Людям творческим в системе "приказ-отчет" делать нечего. Более того, и они этой системе не нужны (и даже могут оказаться опасны). Потому-то они друг от друга и норовят держаться подальше.
Disclaimer. Это чисто теоретическое рассуждение на вымышленном примере. Любые совпадения свойств и качеств рассмотренного выше абстрактного государства со свойствами и качествами реально существующих государств случайны.

everlasting_cat
2006-10-24 09:35 am UTC (link)
В Вашем анализе первая посылка:
«условия в столице кардинально отличались от условий на дальних окраинах.»
Тогда как это - является СЛЕДСТВИЕМ обсуждаемого феномена.

doldonius
2006-10-24 10:18 am UTC (link)
Климат??? 8о

everlasting_cat
2006-10-24 10:39 am UTC (link)
Климат и диета могут влиять на энергию физическую и интеллектуальную.

doldonius
2006-10-25 07:48 am UTC (link)
Это конечно. Но для эффекта, который веками стабильно воспроизводится в самых разных комбинациях внешних и внутренних условий, маловато. Уж и территория (а соответственно и климат) сколько раз менялась, и диета (одно появление американских пасленовых чего стоит), а воз и ныне там.
Чтобы началась эта петрушка, должны выполняться два условия:
1. Центральный узел управления должен быть лишен возможности напрямую обмениваться данными с большинством конечных исполнителей;
2. Свойства среды и/или конечных исполнителей на периферии должны отличаться от наблюдаемых в центре настолько, чтобы по поведениям конечных исполнителей вблизи от центра нельзя было предсказать поведений конечных исполнителей на периферии.
Причем это может быть даже разовая ситуация. Затем процесс становится самоподдерживающимся. Официальные власти живут в своей собственной бредовой реальности -- и при всем желании адекватно управлять не могут. Неофициальные управляющие структуры разобщены и сосредоточены на решении локальных, тактических задач. Ни те, ни другие, следовательно, радикально изменить ситуацию не смогут (уж сколько раз трясли со всей дури -- взять хоть официального Петра Алексеича, хоть теневика Владимира Ильича -- воспроизводится, зараза!).

everlasting_cat
2006-10-25 08:02 am UTC (link)
«а воз и ныне там.»
А куда ему деваться? Жизненные сценарии, передающиеся с молоком матери - чрезвычайно стойкая вещь, ей триста лет - не срок.
Тут понимаете, какая фишка: подобная система воспроизводится НА ЛЮБОМ УРОВНЕ.
Даже в мелкой частной конторе. Так что центр и стольный город Москау здесь не при чем. Это что-то в национальном характере. Именно в национальном: я не могу похвалиться большой выборкой, но мне приходилось плотно работать с казахами и с евреями - ни у тех, ни у других не было вот этого "выталкивания" в начальство идиотов. Карьерный рост в целом коррелировал (хоть и не всегда) с профессиональными успехами или организаторскими способностям. Конечно, и связи-знакомства играли роль, но это ВНЕ формулы. Там - как повезет. Обычно "своих" пристраивали на теплые местечки без реальной ответсвенности (в госсекторе).
А у русских - хоть кол на голове теши: реально работают мололдцы и умницы, а в начальство буквально толкают и тянут самых никчемушных.
Что за притча - не пойму.

doldonius
2006-10-25 10:52 am UTC (link)
Так деревенский староста начальство мелких частных контор как раз и есть с точки зрения официальной госмашины тот самый конечный исполнитель. Последний, кому по шапке можно постучать. Расстрельная должность с одной стороны и шестеренка бредораздаточной линии с другой. Естественно, каждый, кому хитрости достанет, попытается в это дерьмо спихнуть кого-нибудь другого.
А казахи -- они, если правильно помню, и полутора веков под Империей не пробыли? Да и про крепостных евреев что-то ничего не вспоминается.

everlasting_cat
2006-10-25 11:12 am UTC (link)
Думаете, дело в крепостном праве?

doldonius
2006-10-26 05:28 am UTC (link)
Скорее крепостное право -- как раз одно из следствий. Попытка добиться управляемости ограничением степеней свободы базовых элементов системы.
А одно из следствий этой попытки, в свою очередь, -- конечно же, отношения "тюремщик-арестант" со всеми вытекающими социальными, культурными и психологическими аспектами.
Кстати, жена говорит, что ее соученики, родившиеся уже после 1985, "арестантских" привычек практически лишены. По крайней мере, с местными городскими властями им общаться "не западло".

everlasting_cat
2006-10-26 03:03 pm UTC (link)
«Попытка добиться управляемости »
Хе-хе :)) У нас на Руси святой всегда было КУДА СБЕЖАТЬ! ;)
«ее соученики, родившиеся уже после 1985, "арестантских" привычек практически лишены.»
Дай-то Бог! Хотя это, как мне кажется, больше зависит от социального окружения в детстве. Знаете, как это бывает - придет такой орел с колонии для малолетних - и начинает малышне мОзги промывать :)))

doldonius
2006-10-27 06:11 am UTC (link)
Всегда было, куда сбежать, и всегда было достаточное большинство, никуда не сбегавшее. В частности, из-за стереотипа, ставящего начальство в один ряд с остальными стихийными бедствиями :)
Социальное происхождение ;) у деток самое разное -- это ж худулище, поступай -- не хочу. А тюрьма в Сибири в любом случае заметная деталь социального пейзажа... Сибирь, однако :)

everlasting_cat
2006-10-27 08:59 am UTC (link)
«и всегда было достаточное большинство, никуда не сбегавшее. »
Хе-хе :)) Достаточное большинство, полеживая на печи, предавалось мечтам о том, что "вот допекут меня - и я ТОЖЕ сбегу!"

everlasting_cat
2006-10-26 05:47 pm UTC (link)
Во, кстати, иллюстрация к обсуждаемой теме.
http://www.apn.ru/opinions/article10760.htm

doldonius
2006-10-27 06:12 am UTC (link)
Угу. Давят на все педали, а результат -- "как всегда".

everlasting_cat
2006-10-27 08:59 am UTC (link)
:(
Tags: безопасность, государство, политика, россия
Subscribe

Posts from This Journal “государство” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments